Версия для слабовидящих

➢ Информация для работодателей

17.08.2014

1. Процедура проведения проверки организаций Государственным инспектором труда

 

Государственные инспекторы труда и иные должностные лица Государственной инспекции труда в Рязанской области осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труда и охране труда путем проведения проверок, в процессе расследования несчастных случаев, произошедших на производстве.

Принципы деятельности, основные задачи, полномочия, права и обязанности Государственной инспекции труда в Рязанской области регламентируются  Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённом постановлением правительства РФ № 559 от 05.09.2007г, Положением о государственной инспекции труда в Рязанской области, утвержденном приказом  Роструда от 28 декабря 2009 г. № 406, а также Трудовым Кодексом РФ.

 

Основными задачами  Государственной инспекции труда в Рязанской области  являются:

- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая права на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, противозаконных действий (бездействия) или злоупотреблений.

 

Государственные инспекторы труда имеют право, при наличии удостоверения установленного образца, посещать в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства организации любой организационно-правовой формы.

При осуществлении проверок госинспекторами труда строго соблюдаются требования федерального закона "О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008г. № 294 - ФЗ в ред. Федерального закона от 27.12.2009г. № 365 - ФЗ.

При поступлении в государственную инспекцию труда заявления о нарушении трудовых прав работника госинспектору труда выдается распоряжение  о проверке данного предприятия по вопросам, поставленным в обращении работником.

Распоряжение  о проведении проверки предъявляется руководителю, иному должностному лицу организации или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

В ходе проверки госинспектор труда имеет право запрашивать и безвозмездно получать от руководителя и иных должностных лиц организации документы, объяснения и информацию, необходимую для осуществления проверки.

За непредставление необходимых сведений (информации) для осуществления законной деятельности государственному инспектору труда  статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки.

 

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства государственным инспектором труда выдается обязательное к исполнению предписание, в котором указываются конкретные нарушения со ссылкой на статьи Трудового Кодекса РФ или иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушений. За невыполнение в срок законного предписания также предусмотрена административная ответственность на граждан в размере - от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере - от тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц в размере - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

В случае выявления в ходе проверки совершения должностным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

 

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

В случае если должностное лицо ранее подвергалось административному взысканию за аналогичное административное правонарушение и вновь нарушило  законодательство о труде и охране труда, то это влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

                  Права и обязанности государственного инспектора труда

 

Основные права государственных инспекторов труда (как правовых, так и по охране труда) перечислены в ст. 357 ТК РФ. Их можно разделить на две группы.

 

Первая это права, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями:

 

беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации и работодателей — физических лиц (для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца).

 

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (при этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны);

 

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

 

Вторая группа прав связана с реализацией властных полномочий, направленных на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав:

 

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

 

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

 

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

 

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

 

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 

Помимо этого, государственные инспекторы участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, когда это предусмотрено законодательством. Например, в расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (ст. 229 ТК РФ).

 

ТК РФ предоставляет государственным инспекторам  право выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

 

Обязанности государственного инспектора труда перечислены в ст. 358 ТК РФ.

 

Осуществляя надзорно - контрольные функции, государственные инспекторы труда должны соблюдать Конституцию, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также права и законные интересы работодателей — как юридических, так и физических лиц.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

 

2. Заработная плата

 ЧТО ТАКОЕ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА?

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству. Доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

У каждого работодателя еще до принятия на работу работников должна быть разработана и утверждена система оплаты труда. Указанная система должна описывать установленные для разных категорий работников различные виды, режимы начисления заработной платы, а также предусматривать конкретные размеры окладов, тарифных ставок, доплат, надбавок, поощрительных, стимулирующих и компенсационных выплат.

Система оплаты труда должна обеспечивать начисление и выплату любому работнику

заработной платы в размере не менее МРОТ, если он полностью выполнил нормы труда и трудовые обязанности за нормальное количество рабочего времени.

Закрепление системы оплаты труда должно производиться путем принятия работодателем соответствующего локального нормативного акта, обычно таким документом является положение об оплате труда.

Наличие такого положения обязательно для любого работодателя (ст. 135 ТК РФ). Его отсутствие может привести к административному штрафу как для организации, так и для руководителя.

Если в организации имеется представительный орган работников, он может реально влиять на содержание данного локального нормативного документа, путем выражения своего мотивированного мнения по существу его содержания. При этом несогласие представительного органа работников с введенным локальным нормативным актом работодателя может привести даже к коллективному трудовому спору, крайним выражением которого является забастовка.

С действующим или вновь принятым локальным нормативным актом работодателя, регулирующим систему оплаты труда, работники должны быть ознакомлены под роспись. Нормы данного локального нормативного акта являются обязательными и для самого работодателя. Их несоблюдение может также повлечь штрафные санкции.

УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКУ

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Иными словами, размеры конкретных видов начислений по оплате труда, включая оклад, тарифную ставку, доплаты, надбавки и другие выплаты должны быть перенесены в трудовой договор из положения об оплате труда, действующего у данного работодателя. Таким образом, локальный нормативный акт первичный документ, а трудовой договор с указанными размера условий оплаты труда – вторичный.

СРОКИ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Работнику важно знать и понимать, в какие сроки работодатель обязан выплачивать ему заработную плату и иные обязательные выплаты.

Заработная плата должна выплачиваться с периодичностью один раз в полмесяца, т.е. каждые 15 календарных дней. Конкретные сроки, дни выплаты заработной платы должны быть оговорены коллективным договором (при его наличии), правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором. Например: 5 и 20 числа каждого календарного месяца (ст. 136 ТК РФ).

Выплата отпускных должна производится работодателем не менее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ).

Выплата окончательного расчета должна быть произведена работодателем в день увольнения, а если работник в день увольнения не работал, то не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 ТК РФ).

МРОТ И ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это гарантированный государством минимальный уровень заработной платы, не путать с окладом, который работодатель обязан выплатить работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности).

На территории Рязанской области  МРОТ установлен  в размере прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – в экономическом контексте это совокупность материальных благ и финансовых средств в обществе или государстве, необходимых для выживания и воспроизводства индивида или социальной группы. Он также используется как социальная и статистическая категория, - характеризующая минимум средств, необходимых для физического и духовного выживания и развития человека.

В Рязанской области прожиточный минимум для трудоспособного населения на сегодняшний день составляет 5245 рублей.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАДЕРЖКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной де денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Указанные начисления и выплаты работодатель обязан произвести в безусловном порядке. Обращаться для этого к работодателю с соответствующим заявлением не требуется. Невыплата сумм материальной ответственности работодателя в случае задержки заработной платы образует самостоятельное нарушение трудового законодательства, что также может повлечь штрафные санкции.